Музейный фольклор

Информация для собирателя

Вопросы можно задавать смотрителям, сторожам, кассирам, экскурсоводам, научным работникам, а если удастся проникнуть за пределы выставочных залов – хранителям, реставраторам, электрикам, рабочим, дворникам и т.п. Предполагается, что ценный материал может быть получен от смотрителей и сторожей, кроме того, они должны легче идти на контакт. Если Вам удалось «разговорить» музейного работника, спросите, с кем еще из сотрудников стоило бы Вам поговорить, попросите представить Вас кому-нибудь. Не забывайте, что носителями музейного фольклора могут быть не только работники музея, но и его посетители и просто местные жители. [В квадратные скобки включены «опасные» вопросы, которые надо задавать с осторожностью].


I. Легендарное прошлое.
1. Как и когда создавался музей? Кто стоял у истоков его организации? Почему решено было передать здание под музей?
2. Что происходило с фондами музея и с его зданием во время Великой Отечественной войны? Были ли случаи, когда экспонаты отдавали на хранение или на время эвакуации, на временную экспозицию в другие музеи, и потом не получали обратно? Почему? Прятали ли сотрудники часть экспонатов у себя дома? Существовали ли специальные тайники для хранения экспонатов, кто из сотрудников знал об этих тайниках?
3. Что было в здании до организации музея? (не исключено, что информант знает несколько версий, одну из которых считает подлинной)
4. Какое помещение в здании для чего предназначалось? Есть ли в здании комнаты, в которых происходило что-нибудь ужасное или трагическое (смерть, убийство, отбывание наказания и т. п.)?
5. Кто раньше жил или работал в здании? Как их называют (по имени-отчеству, фамилии), дают ли им прозвища)? [«Навещают» ли бывшие (уже умершие) владельцы музей, какие «взаимоотношения» с ними складываются у сотрудников? Видел ли кто-нибудь призраков прежних хозяев? Срабатывала ли сигнализация на появление призрака?]

II. Музей и его окрестности.
1. Есть ли на территории вокруг музея скульптуры и памятники? Кому они были посвящены, в честь какого события и когда были поставлены? Были ли случаи сноса или перемещения памятников? Какова их судьба (уничтожены (как именно), хранятся в фондах музея, стоят теперь в другой части города)?
2. Что было в окрестностях музейного здания (ближайшие несохранившиеся постройки: дома, церкви, часовни), что входило с ним в один архитектурный ансамбль или входит ныне в общий музейный комплекс (флигели, усыпальницы, беседки в парках, сами парки)? Ведут ли сейчас музейные сотрудники работу за пределами здания, вокруг него (экскурсии, исследования)? Есть ли по соседству с данным музеем другие музеи и выставочные залы, какие с ними отношения (партнерство, конкуренция, соперничество)?
3. Используется ли здание музея и его окружающее пространство не только в «музейных» целях: проходят ли в нем какие-либо мероприятия, собираются ли (стихийно) местные жители на территории музея и по какому поводу, посещают ли музей молодожены?
4. Находятся ли на музейной территории кладбище, склеп, отдельные захоронения людей, кладбище домашних животных? Разорялись ли могилы в советское время? Чьи это были могилы? [Посещают ли музейную территорию души умерших?] Что находится сейчас на месте разоренных могил? Посещаются ли могилы местными жителями? В каких целях? Оставляют ли на могилах свечи, монетки на память, другие предметы?
5. Есть ли под музейными зданиями подземный ход? Искали ли клады в окрестностях музея?
6. Существуют ли вблизи музея почитаемые камни, деревья, источники и т.п.? В чем выражается почитание (на деревья могут вешать ленточки, на камнях – сидеть, из родников – брать воду, умываться и проч.)?
7. Есть ли сакральные и нечистые места на территории вокруг музея?

III. Музей и «высшие» сферы.
1. Есть ли в музее помещения с «отрицательной» и «положительной» энергетикой (коридоры, лестницы, чердаки, подвалы, чуланы и проч.)? Предпринимались ли попытки «исправить положение», улучшить энергетику? Посещали ли музей экстрасенсы и с какой целью? (упокоение призраков и проч.).
2. Была ли когда-нибудь церковь или молельная комната в самом здании музея? Каковы взаимоотношения музея и церкви? Посещается ли музей духовенством? Освящены ли помещения музея и окружающая их территория?

IV. Потаенное знание современного российского музея.
1. Были ли в музее легендарные сотрудники: экскурсоводы, науч. работники, хранители, сторожа, директор; за какие поступки их помнят: героические (самоотверженная работа, участие в войне, спасение музея или отдельных экспонатов, умение вести диалог с властями), дурные или комические?
2. Хранятся ли в музее фотографии прежних и нынешних сотрудников и где (вывешены на стендах, на стенах в комнатах сотрудников, в альбомах и проч.)?
3. Были ли несчастные случаи, когда кто-либо из музейных сотрудников погибал или получал увечье на работе?
4. Живут ли в музее животные (кошки, собаки, лошади)? Кто их кормит? Как к ним относятся сотрудники, местные жители, администрация, СЭС? Делают ли о них выставки (Кошки Эрмитажа)
5. Были ли в музее крупные кражи, удавалось ли найти похищенное? Пытались ли посетители испортить какие-либо экспонаты? (как «Данаю» в Эрмитаже)
6. Случалось ли смотрителям задерживать грабителей, карманников? Пытаются ли посетители обходить запреты на фото- и киносъемку, на проведение самостоятельных экскурсий (встречаются ли «самостийные» экскурсоводы)?
7. Бывают ли в музее странные, необычные посетители? Происходили ли во время экскурсий какие-либо казусы, смешные случаи, о которых сотрудники теперь рассказывают друг другу байки?
8. Придумывают ли экскурсоводы свои «мифы», рассказывают ли какие-либо занимательные истории посетителям, чтоб те «не засыпали» во время экскурсии?
9. Как ведут себя в музее школьники, солдаты, студенты, представители разных профессий, русские туристы?
10. Как ведут себя в музее иностранцы (так же, как наши соотечественники, или иначе)? Можно ли сразу понять, что посетитель – иностранец?
11. Посещали ли музей знаменитости, известные политики и проч.? Принято ли с ними фотографироваться и потом где-то выставлять эти фотографии?
12. Был ли музей описан в художественной литературе или снят в документальных и художественных фильмах? Удачно (правдиво, полно и т.п.) ли это получилось? Как работали киношники на территории музея, общались ли они с сотрудниками, задавали ли им вопросы и какие?
13. [Существует ли у сотрудников музея своя топонимика (наименования зданий и элементов ландшафта, входящих в музейный комплекс или расположенных близ него) и свой сленг, например, специальные обозначения для работников различных музейных помещений: «капризная девушка» – сотрудница дворца «Каприз»?]

V. Экспонаты.
1. Известно ли происхождение экспонатов, что рассказывают об их изготовителях, о дарителях, о реставраторах? Придумывают ли историю для экспонатов, происхождение которых неизвестно?
2. Продавались ли музейные предметы (из запасников) богатым коллекционерам? Кто принимает решение о продаже экспоната? Предпринимались ли попытки купить что-либо в обход закона?
3. Есть ли истории о передаче экспонатов на выставку или во временное пользование другому музею и их невозвращении?
4. Какие экспонаты постоянной экспозиции наиболее любимы, почитаемы посетителями / сотрудниками и почему? Бывают ли на выставках экспонаты, на которые посетители реагируют неадекватно; экспонаты «с положительной энергетикой», к которым приходят «подпитаться» и т.п.? Были ли случаи излечения болезней от экспонатов?
5. Какой Ваш любимый экспонат или Ваше любимое место в музее и почему? Есть ли в музее особенные экспонаты, которые дороги всем сотрудникам музея?
6. Есть ли экспонаты, которые «любят друг друга», хорошо располагаются рядом? Может ли экспонат иметь плохой характер, конфликтовать со своими «соседями» по экспозиции?
7. Может ли экспонат причинять вред сотрудникам и посетителям музея (вызывать болезни, несчастья)? Встречаются ли «несчастливые» экспонаты (ломаются, падают, плохо реставрируются, возле них забывается текст)?
8. «Оживают» ли некоторые экспонаты (особенно по ночам), перемещаются ли, живут ли своей жизнью? (в Кунсткамере папуас выстрелил из лука, когда началась война).


Дополнительно

Есть ли у музея свои спонсоры, какие с ними складываются отношения? Предпринимались ли попытки отобрать у музея здания или часть территории? Какую роль музей играет в культурной жизни города? Какое место он занимает в ряду городских музеев?


Главная


Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz